Интересное о СиБи

Интересное о СиБи

Сообщение Alex » Вс авг 04, 2013 11:12 am

Александр Соколов, vectorservis@bk.ru

К великому сожалению, канули в Лету те стародавние времена, когда каналы гражданского диапазона трещали по всем швам от нахлынувших туда многотысячных толп юзеров. Какой ураган страстей бушевал тогда на волнах эфира! Какой был аншлаг, какие выступали артисты!

А что мы слышим теперь? Давайте ради спортивного интереса крутанем селектор каналов: унылая тишина да разнузданный шабаш оборзевших таксистов…

Но, чу!.. Где-то среди шумов включился радиопередатчик, настроенный в раскоряку между «европейской» и «российской» сетками:

– А-а-а! Раз, раз, раз… А-ль-лё! – прозвучал далекий консервно-баночный голос.

Кто же это может быть?

Если ты сибишник, очнувшийся после долгой спячки в анабиозе, то скорее настраивай свою пропахшую нафталином шарманку! Приветствуем тебя, дорогой коллега и блудный сын! Ты еще не позабыл свой позывной, придуманный много лет назад, когда ты еще был молодым обормотом? В таком случае, жми на тангенту и вливайся в наше поредевшее стадо живых динозавров!

Ах, я ошибся… Ты – новенький! Тогда расскажи, дружок, какой черт надоумил тебя заняться радиосвязью? Поздравляю тебя: ты попал, ты вляпался как муха-цекатуха в липкую ленту. Скоро ты ощутишь первый восторг и первое разочарование, но как бы в дальнейшем не сложилась твоя судьба, ты навсегда запомнишь тот день, когда засветилась шкала твоего трансивера, и… кто-то громко матюгнулся из динамика. Хм… извини, но «Вначале было Слово».

Говоришь, что еще плохо ориентируешься в СиБи эфире? Тогда расслабься и внимательно слушай. Я расскажу тебе сказку о современном Ситизенс Бэнде. Именно так звучит на русском языке английский термин Citizen‘s Band (СВ), который дословно переводится как Гражданский Диапазон или сокращенно – СиБи.

Итак, СВ, СиБи (синонимы: 27 МГц, 11 метров) – это малюсенький кусочек профнепригодного радиочастотного спектра, отданный на утеху добрым молодцам. Поэтому там можно выделывать практически все, что тебе заблагорассудится. Даже неинтеллигентно материться направо и налево, поскольку Госсвязьнадзору это по барабану. Но поверь, что гораздо увлекательнее просто общаться в эфире с другими людьми. Помните, что сказал Антуан де Сент-Экзюпери?

«Самая большая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения»

А тут – сколько разных людей, манер, характеров, интересов! И это замечательно.

Давайте-ка попытаемся систематизировать нынешних пользователей СиБи. Кто они – эти люди, посылающие невидимые радиосигналы, которые не только пронизывают все насквозь, но и, отскочив от спорадического слоя F, долбят по черепу из ионосферы? Кто они в натуре?

1. «Таксисты - лихачи». Бывшие бомбилы, ныне работающие в таксомоторных компаниях. Осуществляют молниеносную доставку пассажиров из точки «А» в точку наличного расчета. Катаются на авто, арендованных у хозяина или на личных, порой, весьма раздолбанных тачках. Милейшие люди, которых нужда схватила за одно место и заставила заняться извозом (всего за какую-то жалкую штуку баксов в месяц!) Их прообразом можно считать пана Козлевича, облаченного в краги и шоферские очки. Того самого «Эх, прокачу!», что подрядился на своей «Антилопе Гну» ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству вместе с товарищами Бендером, Паниковским и, погоревшим впоследствии, Шурой Балагановым.

Особые касты таксистов представляют:

– «провинциалы», вооруженные роскошными б/у 40-каналками и убойными по своей эффективности антеннами Hustler;

– «дырочники», сидящие в дырках между каналами с рациями, «перетянутыми» кустарями-одиночками на +5 кГц;

– «патриоты», которые повелись на рекламу и купили отечественные «Таисы» РМ-41/43, до предела напичканные «ноу-хау», практически не имеющими аналогов в мире.

2. «Ломовые таксисты». День и ночь эти автобиндюжники без устали таскают сизифовы грузы на крытых «Газелях» и «Бычках». Это вам не хухры-мухры, а серьезные и обстоятельные мужики, которые щи лаптей не хлебают, да и не лыком шиты и даже не белыми нитками. Им чужда дешевая меркантильность, поэтому они хрена лысого повезут клиента от бани до общежития за 15 рублей, если при нем случайно не окажется гардероба или рояля. Впрочем, в этом случае они не повезут его тем более. А вот за немереные бабки – куда угодно!

3. «Дальнобойщики». Легендарная когорта профессиональных водил из 15-го канала, тертых в любых ситуациях и крутых со всех сторон как вареные яйца. Недавно были воспеты в телевизионном сериале, снятом в жанре напряженной мыльной оперы. К сожалению, режиссер-постановщик крупно лоханулся, забыв показать в кадре русского дальнобойщика, виртуозно матерящегося по эфиру. Возможно, это сделано умышленно, дабы не обижать их польских коллег из 28-го канала, способных ругаться с помощью лишь одного единственного слова: «Кур-р-р-ва!»

4. «Пижоны на колесах». Клевые ребята, в основном абоненты «Милой Службы Спасения», которые наивно полагают, что внимательное прослушивание 19-го канала поможет им избежать уличных пробок. При любом ДТП обязательно сунут под нос инспектору ГАИ свое удостоверение, дающее право лепить на лобовое стекло наклейку с Бэтманом, держащим в щупальцах ключ для открывания консервных банок.

5. «Паялы-радиогубители». Заядлые спецы «универсального профиля», которые легко шарят и свободно рубят в электронике, поэтому берутся курочить абсолютно все. Их хлебом не корми, только дай залезть в новый YOSAN-2204 и уделать его так, что родная китайская мама не узнает. Особенно поднаторели в таком ответственном деле, как «улучшение модуляции» – выпаивании из каскадов УНЧ всех конденсаторов номинальной емкостью больше 1 pF, которые якобы заваливают АЧХ.

6. «Радисты с погонялом». Заразились радиосвязью всерьез и надолго, как правило, до самого «SK!». Маскируются под нормальных людей, хотя таковыми фактически не являются ввиду тяжелой патологии. Для этих ботаников возможность отвести душу на 11 метрах является лечебной процедурой после той беспрецедентной вакханалии, которую они сами же и творят на, так называемых, «любительских» диапазонах (префиксы, суффиксы, QTH-локаторы, QSL-карточки).

7. «Фанаты DX-связей». Чисто внешне похожи на обычных домоседов, страдающих геморроем и оплешивевших от ВЧ-облучения частотой 27200 кГц, но это обманчивое впечатление. Они зубры, монстры, профи, перед которыми меркнут даже радиолюбители 1-й категории. Постоянно дежурят с бананами в ушах на 20-м канале «российской» сетки, ожидая поймать «дальний проход» из Урюпинска, что им регулярно удается с периодом в 11 лет.

8. «Радиохулиганы - беспредельщики». Постоянно ищущая и технически подкованная группа слеганца отмороженных хохмачей, корреспондентов «Службы Говнения». Они беспредельно, то есть практически до полного самозабвения преданны своему любимому занятию и очень далеко пойдут (конечно, если будут идти прямым путем, не сворачивая, и в первых рядах). Флаг им в руки.

9. «Клоуны». Прикольные эмоционально-экзальтированные чуваки, которые обожают шикарно петушиться в эфире и получать большое удовлетворение, когда их по несколько раз в день разводят или «опускают» «правильные пацаны». Рекомендую посетить эту клоунаду, достойную арены цирка-шапито.

10. «Шарманщики». Крутят по эфиру бессмертные музыкально-поэтические творения, например, баллады о «Майке-1», песню о бравых говночистах, римейки собственного сочинения. Могут ретранслировать репитеры VHF/UHF диапазонов, а также передавать по заявкам слушателей произведения классического репертуара – блестящие выступления «Черномора», популярные телефонные записи «Дедушки-матершинника» и «Бабушки с топором».

11. «Клиника». Корреспонденты, страдающие шизофренией в стадии перманентного обострения (весна-осень, зима-лето, утро-вечер, ночь-день). Попеременно несут по эфиру то полную чушь, бред и околесицу, то жуткую галиматью, белиберду и ахинею. Запомнился любопытный разговор между двумя такими дятлами. Один учил, как сделать коэффициент стоячей воды меньше единицы, другой парил мозги, как «раскрыть» сибишку до 512 МГц.

12. «Гуру». Болтуны, которые обожают менторским голосом учить всех и каждого. Вступают в полемику с полуоборота, по всякому поводу и с первым попавшимся. В любом вопросе высказывают особое личное мнение и считают себя компетентными в любой области.

13. «Озабоченные». Непрерывно сканируют эфир, норовя подсуетиться и без мыла влезть в чужой разговор. Сразу после этого начинают грязно домогаться: «А, как и где я у вас прохожу?» Не имеет абсолютно никакого значения – ответите вы им или пошлете подальше. Исчезнув максимум на 2 минуты, они объявятся снова с тем же вопросом.

14. «Бесноватые». Корреспонденты, полностью утратившие человеческий облик. Относятся к разновидности виртуальной шизы. Гавкают, мяукают, кудахчут, кукарекают, хрюкают, блеют, мычат, квакают, крякают и вопят в экстазе как потерпевшие ишаки.

15. «Мистификаторы». Эти чудики эфира пытаются валять Ваньку, однако, в весьма оригинальной форме. Например, являясь по жизни неглупыми людьми, умудряются изображать из себя круглых идиотов, но чаще – наоборот.

16. «Тормоза». Неадекватные радисты с замедленной реакцией. Разговаривают как неживые, с вялотекущей апатией, медитируют и жуют сопли. Иногда могут до того расслабиться, что входят в транс или впадают в ступор с зажатой в руке тангентой.

17. «Несуны». Обидчивые доброжелатели «с фигой в кармане». Если что-то их напрягает или не устраивает, то они заматывают тангенту скотчем и вешают в канале «несучку». Как говорится, сам не буду и вам не дам – такая интересная у них позиция.

18. «Чистильщики». Социально-возрастной статус этих загадочных операторов практически не известен, поскольку они ничего не говорят, а только шумно скребут, трут, мнут, продувают, надраивают – короче, чистят свою тангенту. Один специалист по уфологии выдвинул гипотезу, согласно которой данное явление можно классифицировать как полтергейст.

19. «Алкаши». Сибисты, которые привыкли включать радиостанцию непосредственно после употребления внутрь спиртных напитков. Накануне и во время праздников, юбилеев, всенародных гуляний, школьных каникул, выборов в Госдуму, а также по выходным и будним дням могут выпивать и закусывать прямо в эфире.

20. «Цифроманы». Предатели, променявшие тангенту на компьютерную мышь. При помощи кибернетики, этой «продажной девки империализма», засоряют эфир заунывным бульканьем PSK, FSK и прочей подозрительной пакетной хренью. Учитывая, что кроме них по ушам долбит трескотня охранных радиосигнализаций, передающих свои ID-коды, то получается полный цифровой компресс.

21. «Антенщики». Этих интересуют только антенны и все, что с ними связано: вибраторы, рефлекторы, директоры, мачты, растяжки, противовесы, согласователи, компенсаторы. Раньше они целыми днями напролет штудировали священное писание Карлуши Ротхаммеля и отмеряли коаксиальный кабель по ½ лямбды с учетом укорочения. Теперь просчитывают на компьютере антенну с усилением 40 dBi из водопроводной трубы, старого плинтуса и мотка проволоки.

22. «Дачники - садисты». Это, как правило, старые пердуны, которые всю жизнь протирали штаны в закрытых НИИ и почтовых ящиках. Днем они для отвода глаз копаются на 6-ти сотках, а вечером, натянув между сараем и туалетом горизонтальный диполь, исподтишка глушат киловаттом телевизионные передачи в радиусе 25 км.

23. «Охранники эконом-класса». Видимо эти дешевцы караулят замороженные объекты долгостроя, давно разворованные до последнего кирпича. Тогда понятно, почему их начальникам не хватает бабла оснастить личный состав хотя бы игрушечными LPD трансиверами, не говоря уже о фальшивых китайских Кенвудах.

24. «Экстремалы». Постсоветские туристы, охотники и рыболовы в кургузых штормовках, задрипанных дембельских галифе и дырявых резиновых сапогах образца 1949 года. Щеголяя на природе с родными портативками типа «Пилот», «Корнет» и «Беркут» эта публика распугала в окрестных лесах всех ворон и сусликов, чем заслужила гневное осуждение прогрессивной общественности.

25. «Вояки». Обладатели многопудовых армейских радиостанций. Несчастные гоблены, с мозолями на скрюченных пальцах и затюканные постоянными одергиваниями со стороны других корреспондентов типа: «А вы стоите не в частоте!»

26. «Барыги». Профессиональные спекулянты – кровососы. Купят, толкнут, заменяют с вашей доплатой абсолютно все – от сканера AIOR до портрета «Лаврентий Павлович Берия с колхозниками». Во времена оны кучковались в «помойке» (16-й канал), а нынче это почти вымерший класс.

27. «Зазывалы». Работники инфраструктуры и прочие коробейники, обслуживающие водителей на автомобильных магистралях, типа шиномонтаж, лавки, стоянки, кемпинги, заправки. Часто распространяют по эфиру дезинформацию о предоставляемых ими услугах. Охраняются государством.

28. «Коммунальщики». Работники сферы ЖКХ любых мастей, от дворников до техников-смотрителей и домоуправов. Как правило, используют СиБи во время зимнего отопительного периода, чтобы поменьше высовывать свой нос из теплой конторы. С ними за компанию повадились шастать в СиБи выездные бригады канализационных сетей, которым самое место в Low Band (от английского слова Low – низкий, отстойный).

29. «Иностранцы». В эфире нет полосатых шлагбаумов и границ, перекрытых колючей проволокой, поэтому можно запросто «ходить в гости» к любым закордонным или забугорным корреспондентам. Они наши коллеги по интересам, и на каких бы тарабарских языках не лопотали, не робейте сказать им: «Брэко!» Увидите, что обязательно найдется немало международных слов, понятных всем. Это технические термины, а также слова любви, дружбы и уважения.

30. «Дамы». Поскольку диапазон 27 МГц называется гражданским, то уместно предположить, что там могут распространяться электромагнитные колебания не только от граждан, но и от гражданок. Действительно, женские голоса звучат в великом множестве, однако все они принадлежат диспетчерам такси и операторам различных служб. Увы, с этими леди особо не поговоришь. Зато уж, когда в волнах эфира затрепыхается настоящая русалка, в этот канал молниеносно набиваются целые косяки особей мужского пола.

31. «Нормальные пользователи». Небольшая группа вменяемых людей, которые включают трансивер лишь для того, чтобы пообщаться со старыми друзьями и обрести новых. Следует обратить внимание, что термин «нормальные пользователи» также взят в кавычки, ибо по теории Эйнштейна все в этом мире условно и относительно.

Возможно, я кого-то забыл упомянуть.

Не беда, как говорится, поживем – услышим!

73!
Аватара пользователя
Alex
Гражданин Галактики
 
Сообщения: 12091
Зарегистрирован: Ср июл 31, 2013 7:47 am
Откуда: Киев
Благодарил (а): 876 раз.
Поблагодарили: 1133 раз.
CB позывной: Алекс/315LR001
Р/л позывной: UT4USA
Имя: Александр
Автомобиль: KIA

Re: Интересное о СиБи

Сообщение Soyer » Вс авг 04, 2013 11:14 am

Хорошая статейка :)
"Увидел антенну на машине, и понял что ... что то проходит мимо меня" (с)

13-й канал построен на взаимной пользе друг другу, не оставайтесь просто слушателем.
Будьте также полезны для всех, как полезны другие участники для Вас !
Аватара пользователя
Soyer
Избранный
 
Сообщения: 4966
Зарегистрирован: Ср июл 31, 2013 4:43 pm
Откуда: Киев
Благодарил (а): 204 раз.
Поблагодарили: 191 раз.
CB позывной: 595
Имя: Игорь
Аппаратура: President William

Re: Интересное о СиБи

Сообщение Alex » Пн авг 05, 2013 9:04 pm

Будучи студентом, на занятии по психологии узнал, что зарубежные специалисты уравняли эмоциональную нагрузку водителя с летчиком-истребителем. Или даже с целой эскадрильей – вторят им отечественные коллеги. Одним из первых электронных устройств на самолете стала радиостанция. И если сегодня самолет без радиосвязи – нонсенс, то радиофицированный автомобиль до недавних пор ассоциировался разве что со спецслужбами да войсками. Еще в 1957 США, а за ними следом в последующие годы и большинство других стран, выделили для гражданского использования 11-метровый диапазон (26,065-28,305 МГц), получивший название, соответствующее назначению – Citizen Band (гражданский диапазон), или коротко – СВ. В первый год работы диапазона Федеральная комиссия связи США (FCC) выдала 28000 разрешений на работу. Через пять лет в эфир выходило уже 215000 корреспондентов! Дальше – больше: к середине семидесятых годов только в США на полюбившемся диапазоне работали десятки миллионов станций. Обеспечить всех желающих лицензиями FCC была не в состоянии и попросту отменила лицензирование.
Радиолюбители одной шестой части суши получили подарок к Новому Году – 89: этот диапазон был узаконен лишь 30 декабря 1988 года. Но и здесь не обошлось без традиционной бдительности: дабы ограничить возможность общения с зарубежными корреспондентами, частотную сетку установили свою, смещенную на 5 кГц вниз по сравнению с «забугорными» стандартами. И, само собой, обязательная в то время регистрация.
Некоторое разочарование и неудобство от такого решения властей быстро скомпенсировали производители оборудования: они добавили в станции возможность переключения с «нулей» на «пятерки».
Всплеск развития Си-Би диапазона, хоть и не так лавинообразно, как в США, у нас пришелся на начало девяностых годов: «железный занавес» рухнул, сотовая телефонная связь еще дорогая, а поговорить хочется. И если для рядовых граждан это было чем-то вроде развлечения, то для водителей такси и дальнобойщиков радиостанция – такой же инструмент, как домкрат и баллонный ключ. Не зря радиостанция в кабине присутствует уже в заводской комплектации у ведущих мировых производителей тягачей или, как минимум, сделана радиоподготовка.
Дорога всегда полна неожиданностей: пробки, посты ГАИ, поломки машины… Водительское легендарное братство лишь окрепло: и дорогу друг другу подскажут, и на помощь придут, и «ни жезла, ни гвоздя» пожелают.
Нередко приходится слышать высказывания, что информирование о дислокации постов ГАИ дает шанс избежать наказания за нарушения или даже преступления. Конечно, доля истины в этом есть. Но мы не первые: в 1973 году в США была предпринята попытка запрета использования радиостанций в автомобилях. К счастью, запрет так и остался на бумаге, так как на «низах» быстро поняли пользу от большого количества корреспондентов на колесах: энтузиасты мониторили эфир и сообщали в полицию о происшествиях на дороге. Многие патрульные машины оснастили еще одной радиостанцией. Подсказать, какого диапазона?
Сегодня стоимость бюджетного мобильного телефона в 2-3 раза ниже, чем самый дешевый работоспособный комплект Си-Би станции. Казалось бы, время радиосвязи прошло. Однако и у телефона имеются недостатки. Например, если при движении в колонне один из участников просит остановку, то при использовании радиосвязи его услышат сразу все. А сколько уйдет время на дозвон, на подъем трубки при использовании телефона?
Установленные «здесь» и «там» разные частоты каналов вносят некоторую путаницу в общение. Поэтому для уверенной связи и с европейцем, и с россиянином желательно, чтобы станция имела возможность работы и в «нулях», и в «пятерках». Еще лучше – если переключение возможно на ходу одной рукой, а не перезагрузкой станции с удержанием нескольких кнопок. Работать можно в любом из 40 каналов, однако следует помнить, что 9 и 19 каналы можно использовать только как аварийный и информационный соответственно. Кстати для этого производители Си-Би радиостанций устанавливают кнопку быстрого переключения на них. Исторически сложилось, что водители общаются на 15 канале сетки С (27,130 или 27,135 МГц) с использованием амплитудной модуляции (АМ), но только уж самые простые станции не имеют возможности работы и с частотной модуляцией (FМ). В последнее время появляются станции, способные быстро включать не только 9 или 19 канал, но и любимый пятнадцатый. Однако, в реальных условиях вероятность получения помощи на 15 канале все-таки повыше: к большому сожалению, аварийных служб, мониторящих 9 канал остается все меньше.
Часто спрашивают, а какова же дальность уверенной связи между автомобилями? Точного ответа с точностью до метра никто не даст, ибо распространение радиоволн – дело непредсказуемое, зависящее от множества факторов: рельефа, температуры, состояния атмосферы, конструкции и качества исполнения антенно-фидерного тракта. При грамотной установке и настройке 10-15 км – вполне реальный результат, а при так называемых проходах возможно и в сотню раз больше. Что такое дальность связи в 10 км на шоссе? Два автомобиля, идущие навстречу друг другу со скоростью 90 км час смогут общаться 6-7 минут. Этого вполне достаточно для информирования о дорожной обстановке. Мало, скажете вы? А ведь остальные либо вовсе не информированы, либо, в лучшем случае, предупреждены о засаде ГАИ морганием фар встречного автомобиля.
А как насчет вкусно покушать без риска отравления? Кто лучше дальнобойщика знает реальную ситуацию на дороге? Мотаясь часто по одному маршруту, проезжая за день сотни километров, они уже наизусть знают и о гаишниках в кустах, место встречи с которыми изменить нельзя, и более точно, чем некоторые автонавигаторы, подскажут, как попасть в тот или иной город, о состоянии дороги, об авариях, а также о местонахождении заправок и ресторанчиков. На Дороге нет деления по размеру машины, деление есть только на тех, у кого рация есть и на тех, кто ее не имеет.
Итак, вы решились приобщиться к когорте авторадиолюбителей. С частотным диапазоном все понятно, осталось определиться с диапазоном цен и возможностей. Цена на сертифицированные радиостанции колеблется от 120-130 у.е., на антенны — от 50-60 у.е. Понятно, что здесь срабатывает формула: чем дешевле аппарат, тем меньше он имеет функций. Варианты подороже имеют и функций побольше, и рабочий диапазон шире, да и выглядят более презентабельно.
Куда бежать, какие документы готовить для оформления? А ничего не нужно! Без малого через 20 лет после открытия Си-Би диапазона решением №1174 Национальная комиссия по вопросам регулирования связи Украины от 23.10.2008 года отменила разрешения на использование станций, отвечающим требованиям, перечисленным в Приложении №6. Два основных требования: мощность не более 4 Вт, 40 каналов сетки С.
До похода в магазин желательно прикинуть место установки в машине: рация не должна мешать посадке-высадке и управлению автомобилем, но в то же время должна быть доступной для регулировок. Ведь если регулировку шумоподавителя (Squelch) может взять на себя имеющаяся в некоторых станциях функция автоматического шумоподавителя (Automatic Squelch Control), то изменение громкости и переключение каналов у большинства моделей делается на самой стации. Исходя из опыта, самыми оптимальными местами в автомобиле являются:
- На правой стороне консоли рычага КПП возле левой ноги переднего пассажира автомобиля
- Слева от руля под торпедо. У некоторых автомобилей там имеется вполне подходящая полочка или даже «бардачок»
- Под магнитолой формат 1 DIN
- Под центральную консоль «торпедо». Например, на «Самарх» с «высокой» панелью центральная консоль не опускается до пола, оставляя простор для дополнительного оборудования.
- В подлокотник и т.д.
Если ни один из этих вариантов не подходит и радиостанцию приходится ставить под сидение, всегда есть возможность поставить внешний динамик для более четкого звучания.
Как правило, у автомобильных радиостанций встроенный динамик находится в нижней части корпуса и при установке вглубь панели приборов слышимость из него ухудшается. Приходится подключать выносной громкоговоритель. Станция PRESIDENT Johnson II ASC оснащена динамиком на фронтальной панели - удобно монтировать в панель.
Хочется напомнить старую народную мудрость: скупой платит дважды. Покупая технику (в нашем случае – радиостанцию) нижнего ценового диапазона, клиент рискует стать обладателем не сертифицированной и неразрешенной к применению модели с весьма призрачными гарантийными обязательствами, зато вовсе не призрачными проблемами при общении с ГАИ и Укрчастотназдором.
Первый закон радиосвязи гласит: «антенна – лучший усилитель». Какая бы ни была навороченная станция – ненастроенная или некачественная антенна «съест» почти всю мощность. Из-за большой длины волны (11 метров) антенны приходится укорачивать. Согласитесь, установка на автомобиль пятиметровой антенны красоты и практичности ей не добавит – она будет цепляться за все ветки, мосты, провода. Для удобства эксплуатации антенны укорачивают физически, сохраняя электрическую длину. Но и здесь работает то же правило: чем длиннее, тем лучше. В продаже можно встретить антенны Си-Би диапазона от 30 см и больше. Оптимальной длиной для установки на легковой автомобиль считается 1,0-1,5 м. Чтоб не задевать за препятствия, на грузовики часто приходится ставить антенны чуть короче, однако из-за большей высоты установки эффективность связи страдает несильно.
Все Си-Би радиостанции имеют питание 12 В, то есть в легковой автомобиль можно запитываться от прикуривателя или аккумулятора, а в грузовом автомобиле - от преобразователя 24/12 В.
Антенна должна устанавливаться как можно выше только вертикально и только на металлическое основание, чтобы иметь хорошую массу. Наилучшее место – центр крыши. В комплекте с антенной всегда идет 4 м кабеля, который запрещается укорачивать, поскольку его длина – один из элементов настройки системы. Сама установка радиостанции и антенны занимает от 15 до 30 минут. При этом сохраняется возможность переустановки комплекта с одного авто на другой.
И в завершение: радиостанция – достаточно сложный прибор. Пусть даже у бюджетной станции всего пара кнопок и регуляторов, но для полной отдачи ее возможностей необходима грамотная установка и настройка у специалиста.
Чистого всем эфира и гладких дорог!

=======================

В слегка сокращенном виде статья опубликована в журнале "Украина за рулем" №9/2010.
Аватара пользователя
Alex
Гражданин Галактики
 
Сообщения: 12091
Зарегистрирован: Ср июл 31, 2013 7:47 am
Откуда: Киев
Благодарил (а): 876 раз.
Поблагодарили: 1133 раз.
CB позывной: Алекс/315LR001
Р/л позывной: UT4USA
Имя: Александр
Автомобиль: KIA

Re: Интересное о СиБи

Сообщение Soyer » Ср ноя 06, 2013 9:43 pm

Старая статейка в Автоцентре - http://www.autocentre.ua/ac/service/con ... 11433.html
"Увидел антенну на машине, и понял что ... что то проходит мимо меня" (с)

13-й канал построен на взаимной пользе друг другу, не оставайтесь просто слушателем.
Будьте также полезны для всех, как полезны другие участники для Вас !
Аватара пользователя
Soyer
Избранный
 
Сообщения: 4966
Зарегистрирован: Ср июл 31, 2013 4:43 pm
Откуда: Киев
Благодарил (а): 204 раз.
Поблагодарили: 191 раз.
CB позывной: 595
Имя: Игорь
Аппаратура: President William

Re: Интересное о СиБи

Сообщение Teterev » Ср ноя 06, 2013 9:46 pm

У меня друг работает в Автоцентре. Кстати в его авто есть President Truman. Все никак его на наши встречи по четвергам не завербую. :mrgreen:
"Мне без разницы на чём корреспондент работает, это его личное дело, лишь бы в эфире не гадил" (с)EU7ABZ
(-0-) Solar Energy Fan
Аватара пользователя
Teterev
Дорогой гость
 
Сообщения: 1348
Зарегистрирован: Пт сен 13, 2013 6:19 pm
Откуда: Киев, Печерск
Благодарил (а): 192 раз.
Поблагодарили: 93 раз.
CB позывной: Тетерев
Р/л позывной: UT4UUM
Имя: Андрей
Аппаратура: Yosan CB-50 / ML-145
Автомобиль: daewoo

Re: Интересное о СиБи

Сообщение Soyer » Ср ноя 06, 2013 9:54 pm

Teterev писал(а):У меня друг работает в Автоцентре. Кстати в его авто есть President Truman. Все никак его на наши встречи по четвергам не завербую. :mrgreen:

Да , было бы не плохо :beer:
"Увидел антенну на машине, и понял что ... что то проходит мимо меня" (с)

13-й канал построен на взаимной пользе друг другу, не оставайтесь просто слушателем.
Будьте также полезны для всех, как полезны другие участники для Вас !
Аватара пользователя
Soyer
Избранный
 
Сообщения: 4966
Зарегистрирован: Ср июл 31, 2013 4:43 pm
Откуда: Киев
Благодарил (а): 204 раз.
Поблагодарили: 191 раз.
CB позывной: 595
Имя: Игорь
Аппаратура: President William

Re: Интересное о СиБи

Сообщение Teterev » Ср ноя 06, 2013 9:58 pm

А у них, экспедиционников, там много.
Я как-то предлагал, но пока отклик слабый был. Возьму на заметку сей вопрос.
Уверен, что нас скоро станет больше.
"Мне без разницы на чём корреспондент работает, это его личное дело, лишь бы в эфире не гадил" (с)EU7ABZ
(-0-) Solar Energy Fan
Аватара пользователя
Teterev
Дорогой гость
 
Сообщения: 1348
Зарегистрирован: Пт сен 13, 2013 6:19 pm
Откуда: Киев, Печерск
Благодарил (а): 192 раз.
Поблагодарили: 93 раз.
CB позывной: Тетерев
Р/л позывной: UT4UUM
Имя: Андрей
Аппаратура: Yosan CB-50 / ML-145
Автомобиль: daewoo

Re: Интересное о СиБи

Сообщение Soyer » Пт апр 11, 2014 10:50 pm

Пятнадцатый канал
Изображение

Полночь, Московская кольцевая автодорога. Позади тысяча километров из другой страны, а до дома — всего минут десять. И вдруг оживает радиоэфир: «Ребята, кольцевую у Рублевки перекрывают!» На ближайшей развязке ухожу в объезд — и почти без опоздания падаю на вожделенную подушку. Не будь в машине радиостанции — маяться бы мне неизвестно сколько.

Поставить в машину рацию гражданского диапазона (англ. Citizen Band, CB, или просто «си-би») я решил полгода назад, когда увидел леденящее душу видео «Америка без тормозов». Кто пропустил, найдите в интернете! На трассе Уфа—Челябинск американский тягач с отказавшими тормозами выскакивает на встречную полосу и крушит легковушки, несколько человек погибают. Но перед этим водитель тягача успевает крикнуть в эфир: «Ребята, с горы «америка» без тормозов!» Встречные дальнобойщики принимают правее и остаются невредимыми. Остальные не знали.

СВ-радиостанция необязательно должна быть стационарной — есть и пара переносных моделей. С помощью переходника, устанавливаемого на место батарейного блока, Alan 42 и его моди­фикации подсоединяются к автомобильному питанию и внешней антенне. Правда, «портативки» недешевы — они стоят около четырех тысяч рублей
СВ-радиостанциями оснащено большинство магистральных грузовиков. Исключение — разве что «убитые» КАМАЗы из южных регионов. Все рации работают с амплитудной модуляцией (АМ) и настроены на одну частоту — 27.135 МГц (это 15-й канал частотной сетки С, принятой в России). Общение идет постоянно: водители сообщают о полицейских патрулях, крупных ямах или пьяных на обочине.

Столь ценная информация привлекает и водителей легковушек. На трассе всегда можно заметить машины с длинными антеннами на крыше или черными «прутками» длиной около полуметра — все они «в канале».

Автомобильная радиосвязь на «гражданских» частотах коротковолнового диапазона зародилась в США, а пик популярности пришелся на 70-е годы прошлого века. Мобильников еще не было и в помине, зато автомобилей и пробок — полно. Да и общаться охота! Хотя бы для того, чтобы оставаться в тонусе. Наши читатели со стажем наверняка помнят рассказ Федора Лапшина об автомобильном путешествии по США. Что только ребята не делали, чтобы не задремать на нудных хайвеях! Лапшин даже лил себе на макушку питьевую воду... Тогда мы не взяли с собой радиостанции. Кстати, в Америке СВ-рации входили в списки заводских опций вплоть до 90-х годов!

В России «си-бишки» появились в начале 90-х. Поначалу возможность общаться без цензуры, да еще бесплатно, приводила советских людей в шок. Вот как описывал свои впечатления Михаил Подорожанский (АР №5, 1993): «Еще не имея навыков работы в эфире, я все же пару раз, часто извиняясь, решил встрять. Закончилось это тем, что через 10—15 минут мне предложили срочно купить или обменять на нефть вагон шоколада, обернуть под хорошие премиальные «безнал» в «нал»... В общем, первый день обладания радиостанцией закончился тем, что подъехав к дому около десяти вечера, я поднялся в квартиру в начале третьего ночи».

Однако бума СВ-связи у нас не случилось — многим уже стали доступны мобильные телефоны, и даже отмена обязательной регистрации радиостанций выходной мощностью до 10 Вт, произошедшая в октябре 2011 года, практически не повлияла на количество абонентов. «Последние несколько лет спрос на оборудование только уменьшается, хотя и медленно», — сказали мне представители одного из старейших продавцов СВ-техники, компании Ассоциация 27.

Но списывать «си-бишки» в архив рано. Мы, пусть и с опозданием, но идем по пути США: машин слишком много, пробки растут. И мы хотим общаться! А в дальней дороге рация позволяет почти всегда знать, что происходит впереди, быть готовым к гаишной «засаде» или гололеду. Правда, более достоверно о пробках проинформируют современные онлайн-сервисы (например, Яндекс.Пробки), но у них есть серьезный недостаток — десяти-двадцатиминутная инерционность в отображении трафика. О перекрытии МКАДа, с которого я начал свой рассказ, навигатор сообщил бы мне после того, как я уже наглухо завис в пробке.


Во многих современных легковушках удобного места для радиостанции на панели приборов просто нет. Поэтому все большим спросом пользуются рации, управление которыми полностью вынесено на тангенту — например, Megajet MJ-555. В микроавтобусах скомпоновать станцию проще (пример — на фото), но в любом случае подключать ее желательно напрямую к аккумулятору через предохранитель, а «массовый» провод делать предельно коротким

Технической революции в области СВ-связи за последние сорок лет не произошло, но у современ­ных радиостанций возросла чув­ст­вительность (они позволяют принимать более слабые сигналы) и появился автоматический, то есть настраивающийся самостоятельно, шумоподавитель — очень удобная штука, которая сейчас применяется даже во многих бюджетных рациях за две-три тысячи рублей. А еще на рынке появились короткие (около 60 см) узкополосные СВ-антенны, которые обеспечивают приемлемую дальность связи на загородных трассах — пять—десять километров по прямой в зависимости от рельефа местности.

Ну а «полноформатные» СВ-антенны сегодня имеет смысл использовать разве что во внедорожных экспедициях, где дальность связи жизненно важна. Или среди таксистов, для которых вовремя перехваченный заказ — хлеб. В дорожном же канале, на «пятнашке», в основном общаются водители фур, чьи радиостанции часто работают неэффективно: грамотно установить СВ-аппаратуру на тягач в силу его конструктивных особенностей непросто. Максимальная дальность связи — около пяти километров. И вот, представьте, появляется в таком обществе «настоящий радиолюбитель» с двухметровой «удочкой» и задает вопрос: «Как дорожка на Питер?» Ему отвечает тот, кто принял сигнал на расстоянии 20 км, но дальность работы его рации на передачу лишь пять километров. Наш продвинутый радист его, естественно, не слышит, поэтому снова и снова повторяет запрос. Дальнобойщики за словом в карман не лезут, и когда человек наконец окажется у них в зоне связи, он узнает о себе массу нового, но ничего о «дорожке на Питер». Поэтому на трассе для легковушки вполне достаточно антенны длиной не более метра.

Принцип «не выделяйся» распространяется и на усилители, позволяющие поднять дальность работы рации на передачу. Это незаконная штука, но Роскомнадзору нет дела ни до усилителей, ни до обожающих их таксистов, которых, кстати, в СВ-диапазоне вообще быть не должно: коммерческое использование участка 27 МГц запрещено регламентом радиолюбительской связи. Но главное — усилитель часто служит источником помех и «забивает» всех остальных абонентов.

Комплект СВ-оборудования нынче можно купить дешевле, чем хороший радар-детектор. Сами радиостанции стоят от двух тысяч рублей, антенны — от одной тысячи. Тысяч за пять уже можно найти станцию со всеми потенциально полезными функциями. Есть и более дорогие модели, но там уже речь скорее о «понтах».


Антенна Sirio Triflex выглядит как штатная, но работает и на СВ-диапазоне, и «обслуживает» штатный радиоприемник
Опробовав разные станции и антенны, я остановился на такой конфигурации. Радиостанция Megajet MJ-550 за 4500 рублей: она современная, со всеми нужными функциями и с выносной панелью управления. Панель я установил под центральной консолью, не дырявя детали салона, а основной блок с динамиком разместил под водительским сиденьем. Из-за руля панель рации видно, а снаружи, через стекло — нет. Для меня это важно: машина часто ночует на улице.

Из соображений скрытности выбрал и антенну — Sirio Triflex. Она хоть и дорога для СВ-антенны (2500 рублей), но выглядит как штатный «хвостик» и внимания не привлекает. Дальность работы на прием — примерно те же пять—семь километров, что и с магнитной антенной длиной 60 см. Для города это оптимально: если я еду по Ленинскому проспекту, мне интересно знать, что происходит лишь на соседних параллельных улицах — Профсоюзной или проспекте Вернадского, а не где-нибудь на Варшавке. Но на передачу Triflex работает похуже, поэтому если отправляюсь куда-то далеко, да еще в паре с другой машиной, ставлю популярную «магнитку» Midland ML-145 длиной 1,5 метра, но теперь уже все время держу в голове: ничего бы не зацепить!

Каких-то особых правил общения на «пятнашке» не существует — это не радиолюбительские УКВ-частоты, где используют специальные позывные и четко соблюдается регламент радиообмена. Непривычных «легковому» уху слов — раз-два и обчелся. «Колейкой» дальнобойщики обычно называют пробки, «машинкой» — патрульный автомобиль ГИБДД, да и марки тягачей склоняют по всякому: «скамейка» — Scania, «Маня» — MAN и т.д.

И все же стиль общения своеоб­разный. Поначалу я недоумевал, почему никто не отвечает на мой запрос типа такого: «Добрый день! Простите, пожалуйста, не подскажете ли обстановку на Смоленск?» Потом понял: не принимают за своего! Так что лучше без расшаркиваний типа «простите», «не составит ли вам труда» и т.д. Тут надо просто: «Ребят, как дорожка на Смоленск?» Если не ответили, то буквально через пару секунд, без раздражения, можно переспросить. И наверняка услышишь: «Все чисто, браток!» Духом лаконичной взаимовыручки заражаешься и сам: видишь неладное — и рука первым делом тянется к тангенте.

Спасибо тоже говорят нечасто, и никто не обижается. Вежливость в разговорах проявляется довольно неожиданным способом: многие водители используют уменьшительно-ласкательные формы слов. «Ребятки, от Рублевочки до Волоколамочки как там обстановочка на внутряночке?» «Внутрянка» — это внутренняя сторона любой кольцевой дороги, «наружка» — соответственно, внешняя сторона.

А еще пятнадцатый канал — это гигантская, причем немодерируемая социальная сеть. В ней говорят все как есть, и не для того, чтобы кому-то понравиться. Слышали бы вы, как водители комментируют очередное перекрытие МКАД в районе Рублевки... А если среди оборудования, которым напичканы машины сопровождения «первых лиц», была бы настроенная на «пятнашку» СВ-станция, то вот вам отличный канал «обратной связи» с народом...

Другая крайность — многоэтажный мат, и это, пожалуй, главный порок 15-го канала. Слушать СВ-станцию с детьми в машине невозможно, да и взрослые порой не выдерживают. Вот, например, наш Костя Сорокин, которого сконфузишь не враз, «посидел» на пятнадцатом канале один день — и, опасаясь за свое нравственное здоровье, ушел. А я недавно слышал, как, не поделив дорогу и обложив друг друга с ног до головы, два дальнобойщика договаривались, где остановиться, чтобы продолжить разборку в кулачном бою. Что поделаешь, издержки. Но когда в СВ-эфир врывается вопль «Ребята, с горы «америка» без тормозов!», то я предпочел бы оказаться «в канале».


Константин Сорокин
Специальный обозреватель Авторевю
Ездит на автомобиле Kia Soul
Радиоаппаратура: Icom IR-R5, Uniden BCT15X, Uniden BC125AT
Антенны: Anli MG-270 и др.

Недавно решил тряхнуть стариной. Прилепил на крышу «си-бишную» антенну, настроился на 27.135 МГц и, отправившись по делам на Дмитровский полигон, окунулся в эфир дальнобойщиков. Меньше чем через час мозг начал закипать, поскольку крупицы полезной дорожной информации по Ленинградскому и Дмитровскому направлениям приходилось вылавливать в бесконечном потоке низкопробной «чернухи» — по качеству контента с пятнадцатым СВ-каналом может конкурировать только Радио Шансон.

Нет-нет, ребята, я не падаю в обморок от крепких выражений. Более того, бывает даже приятно послушать остроумных веселых матерщинников. Но от примитивного бездарного мата устаю быстро. А еще мне нравятся чистые сигналы в радиоэфире. Такие, какие были у московских «си-бишников» девяностых годов. Увлеченные ребята знали толк в аппаратуре, умели настраивать антенны и четырьмя ваттами разрешенной мощности (да-да, в те времена были такие ограничения!) накрывали огромные расстояния.

А на частоте дальнобойщиков нынче царит бардак: каждая вторая станция работает с искаженной модуляцией и помехами по цепи питания, потому что криво установлена и так же криво подключена. Согласование антенн водителей фур, похоже, и вовсе не заботит, вот и пропадают они из эфира за ближайшим изгибом дороги.

Но признаю, что «пятнадцатый канал» — это сила! Профессиональная социальная сеть, особый мир со своими героями и антигероями.

В моей машине нет радиостанции гражданского диапазона. Но в дальнюю дорогу я иногда беру с собой широкополосный приемник, позволяющий прослушивать частоты полиции, МЧС, дорожных служб, сигналы безлицензионных (LPD и PMR) радиостанций и аппаратуры СВ-диапазона — на один из аппаратов даже получил «бумажку» из ФСБ. Включаю нечасто.

Кстати, совет тем, кому приятно чувствовать себя своим в канале дальнобойщиков. Чтобы не пугать пассажиров специфической лексикой «королей дорог», купите bluetooth-передатчик, подключите к линейному выходу радиостанции и «пожените» его с любой беспроводной гарнитурой, поддерживающей формат передачи данных A2DP.


Николай Панов
Дальнобойщик-международник
Ездит на автомобиле DAF XF105
Радиостанция Alan 48+

Хорошо помню, как в 90-х годах появились первые СВ-станции — тогда даже требовалось получать на них официальные разрешения. Но теперь ими обзавелись уже 99% водителей, и бумаги спрашивать перестали. За границей ситуация аналогичная: практически все грузовики радиофицированы, водители общаются на единых каналах. Правда, мы в командировках обычно остаемся на «родном», пятнадцатом канале — разве что в русскоговорящей Прибалтике переходим на местные частоты.

За эти годы техника СВ-связи стала более функциональной, появились разные дополнительные функции, возможность работать в более широком диапазоне частот. У дальнобойщиков выше других котируются рации и антенны марки President, хотя за счет раскрученного бренда они и стоят дороже.

Но гнаться за лучшим оборудованием смысла нет. Максимальная дальность связи у «дальнобоя» — десять километров, это если рельеф благоприятный и антенна настроена. Обычно же — от двух до четырех, максимум до пяти километров. Если у меня будут, условно говоря, очень хорошая рация и антенна, я ничего не выиграю, потому что общаться все равно буду с тем, у кого аппаратура похуже, и дальность двусторонней связи определит именно она.

Антенны настраиваем в основном в Польше — там много частных мастерских. Сейчас я даже не знаю, какая антенна у меня стоит на новом грузовике, — она была установлена еще на заводе и настроена специалистами, это главное.

Не скажу, что «си-бишка» спасала мне жизнь, но помогала не раз. Например, когда ты заранее узнаешь, что за пригорком гололед или авария, и загодя сбрасываешь ход. Удобно заранее узнать об очередях на границе и решить, где встать на ночевку. Сломалось что — просишь помощи, например ключ-«мясорубку» для откручивания закисших колесных гаек. А когда идешь с кем-то в паре, болтаешь по рации просто так.


Ярослав Цыпленков
Эксперт Авторевю
Ездит на автомобиле Volkswagen Transporter
Радиостанция Megajet 600
Антенна Lemm 2001 Turbo

С «си-бишкой» я впервые столкнулся лет двадцать назад — Москва тогда была пуста, был пуст и радиоэфир. Но уже тогда можно было поинтересоваться, как проехать к незнакомому месту или где намечаются пробки. Общались по СВ тогда в основном вежливые люди — мата в эфире я не припомню, и сеанс связи всегда оканчивался радиолюбительской фразой «семь три» — «наилучшие пожелания».

Моя личная машина обзавелась СВ-антенной только сейчас, благо оборудование вполне доступно: радиостанция Megajet 600 и антенна Midland ML-145 на магните обошлись мне меньше чем в шесть тысяч рублей. После самостоятельной настройки с помощью простейшего КСВ-метра все заработало: дальность уверенного общения в городе — четыре-пять километров.

Меня бы это вполне устроило, но оказалось, что с нескладывающейся «магниткой» я не могу подъехать к своей стоянке — задеваю низко висящие провода. А всякий раз снимать ее и запихивать в салон — занятие утомительное.

В результате купил стационарную, но складную антенну Lemm 2001 Turbo. Хотя в крышу она у меня не врезана, а стоит на грузовой поперечине, дальность работы возросла процентов на двадцать. Правда, появились другие сложности — макушка двухметровой антенны, установленной на крыше моего и так немаленького Транспортера, оказалась на высоте более четырех метров, и звон антенны о ветки и провода я слышу все время. В общем, сейчас ищу варианты антенн покороче.

С помощью рации я получаю всю необходимую дорожную информацию, особенно на трассе, да и политически безграмотным с ней не останешься. Абонентов сейчас намного больше, чем двадцать лет назад.

За связь без брака

Одна из самых популярных коротких антенн — Sirio T3-27 длиной около 60 см. Для того чтобы не чувствовать себя на дороге одиноким, ее вполне достаточно
Антенна — лучший усилитель! А лучшей автомобильной антенной является четвертьволновой излучатель, то есть штырь размером в четверть длины волны. В нашем случае при длине волны одиннадцать с небольшим метров соответствующая частоте 27 МГц «четвертушка» получится длиной под три метра, но такой «хлыст» на автомобиле крайне неудобен. Чтобы обмануть физику и сделать автомобильные СВ-антенны более компактными, их обрезают, а отсутствие недостающего куска компенсируют катушкой, которая прячется в основании антенны. Наиболее эффективны среди таких «обрезков» антенны длиной около двух метров (при выходной мощности 10 Вт с их помощью порой можно установить связь между автомобилями на расстоянии 20, а то и 30 км), однако двухметровые штыри тоже «не айс». Они тяжеловаты и нагружают места крепления дополнительным изгибающим моментом. Вдобавок длинный «хвост» цепляется за ветки, провода и мосты, затрудняет (а порой делает невозможным) въезд на подземную парковку и привлекает вандалов. В качестве компромисса можно подобрать антенну длиной метр или полтора, смирившись с ухудшением характеристик. Решение разумное, потому дальность связи сократится в меньшей степени, чем длина излучателя.

Лучшее место установки автомобильной антенны — геометрический центр крыши. Причем в точке монтажа излучатель должен иметь непосредственный электрический контакт с кузовом (читай — быть врезанным) или индукционную связь с металлом через магнитное основание. Крыша в данном случае выполняет роль так называемого противовеса («минуса» или «земли», без которых невозможна эффективная работа штыря-излучателя) и помогает сформировать правильную диаграмму направленности, чтобы антенна работала одинаково эффективно «по кругу» — при установке антенны на крышке багажника или в районе проема задней двери добиться этого невозможно. Альтернативные варианты — крепление за водосток (здесь проще «заземлиться», но диаграмма направленности может «уплыть») или покупка антенны на магнитном основании. Мешает — снимай или переставляй на другую машину, только следи, чтобы под пятку не попадал абразив, а то поцарапаешь кузов. Правда, эффективность таких излучателей процентов на 20 ниже. А вот со сверхкороткими (менее 50 см) антеннами СВ-диапазона связываться не стоит, потому что зона их действия составит в лучшем случае два-три километра.

И помните, что антенну всегда следует располагать вертикально и максимально высоко (основное излучение происходит в районе основания штыря, плавно снижаясь к концу). И обязательно согласовать антенну с радиостанцией, которая иначе может выйти из строя. Для этого есть прибор, который называется КСВ-метр, и найти его можно у установщиков радиоппаратуры, которые «гнездятся» вдоль трасс.

Что касается самих радиостанций, то в первую очередь надо убедиться, что они работют с двумя типами модуляций — амплитудной (АМ — она по старинке используется в пятнадцатом канале) и теоретически более «дальнобойной» частотной (FM), используемой на других участках СВ-диапазона. Желательно, чтобы был автоматический шумоподавитель и возможность работы в «смещенной» частотной сетке (смещение рабочей частоты на 5 кГц используется, например, в Белоруссии и Польше). Всем этим, а также качественным громкоговорителем и удобным управлением обладают немало моделей по цене от трех до пяти тысяч рублей.

И последнее. Популярные антенны и даже рации подделывают, поэтому покупать аппаратуру лучше не на развалах.


После настройки место установки магнитной антенны желательно пометить — отклонение при повторной установке буквально на 10 см может заметно ухудшить согласование

Чтобы не поцарапать краску при попадании грязи, место установки «магнитки» и все точки, где провод касается кузова, хорошо бы оклеить пленкой

источник
"Увидел антенну на машине, и понял что ... что то проходит мимо меня" (с)

13-й канал построен на взаимной пользе друг другу, не оставайтесь просто слушателем.
Будьте также полезны для всех, как полезны другие участники для Вас !
Аватара пользователя
Soyer
Избранный
 
Сообщения: 4966
Зарегистрирован: Ср июл 31, 2013 4:43 pm
Откуда: Киев
Благодарил (а): 204 раз.
Поблагодарили: 191 раз.
CB позывной: 595
Имя: Игорь
Аппаратура: President William

Re: Интересное о СиБи

Сообщение Soyer » Пт апр 11, 2014 11:11 pm

Teterev писал(а):У меня друг работает в Автоцентре. Кстати в его авто есть President Truman. Все никак его на наши встречи по четвергам не завербую. :mrgreen:

Как там в этом направлении ? :)
"Увидел антенну на машине, и понял что ... что то проходит мимо меня" (с)

13-й канал построен на взаимной пользе друг другу, не оставайтесь просто слушателем.
Будьте также полезны для всех, как полезны другие участники для Вас !
Аватара пользователя
Soyer
Избранный
 
Сообщения: 4966
Зарегистрирован: Ср июл 31, 2013 4:43 pm
Откуда: Киев
Благодарил (а): 204 раз.
Поблагодарили: 191 раз.
CB позывной: 595
Имя: Игорь
Аппаратура: President William

Re: Интересное о СиБи

Сообщение Teterev » Сб апр 12, 2014 9:24 am

Так то ж Жека на Патроле ("то не дiрки в асфальтi, то дихае родючий украiнський чернозем" (с) ) ;)
"Мне без разницы на чём корреспондент работает, это его личное дело, лишь бы в эфире не гадил" (с)EU7ABZ
(-0-) Solar Energy Fan
Аватара пользователя
Teterev
Дорогой гость
 
Сообщения: 1348
Зарегистрирован: Пт сен 13, 2013 6:19 pm
Откуда: Киев, Печерск
Благодарил (а): 192 раз.
Поблагодарили: 93 раз.
CB позывной: Тетерев
Р/л позывной: UT4UUM
Имя: Андрей
Аппаратура: Yosan CB-50 / ML-145
Автомобиль: daewoo

След.

Вернуться в FAQ для новичков

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron